Ритуалы.

Сейчас невозможно представить нашу жизнь без ритуалов. Они являются возможностью частично облегчить наши страдания в определенных случаях. Именно ритуальный характер определенных действий приводит в дальнейшем к развитию зависимости. Давайте более детально разберемся в том, что такое ритуалы и какова их психологическая характеристика. Само определение ритуала сводится к тому, что это действия, которые совершаются потому что их нужно делать.
Какими могут быть ритуалы?
Также в качестве ритуала может использоваться набор разнообразных действий. Немаловажным фактором в формировании ритуала является то, что все это делают. Естественно, не хочется отставать от представителей той социальной группы, в которой этот ритуал является нормой. Причем многие члены этой группы порой заставляют человека совершать эти ритуалы. Примером таких людей могут быть бабули в церкви, которые даже более пристально, чем батюшки, следят за соблюдением ритуалов, которые как правило оказываются даже в православных кругах просто формальностью.
Примерами ритуалов являются:
1. Принесение присяги. Очень часто используется в армии или определенных религиозных общинах. Также существуют неформальные присяги, которые не утверждены на уровне организации, но которые следует выполнять, чтобы подтвердить свою принадлежность к некой социальной группе. Очень часто используются неформальные ритуалы в рабочих коллективах и так далее.
2. Рукопожатие. Людям нужно подтверждение, что вы им доверяете и вам можно доверять. Вообще, история этого ритуала достаточно жуткая. Эдак раньше люди здоровались за руку, чтобы показать другому человеку, что у них нигде не спрятано яда, которым они могли бы чисто теоретически отравить другого человека.
3. Да даже банальное «Привет» является ритуалом. Понятно, что можно обойтись без этого. Но подобные ритуалы являются показателем вашей благосклонности к другому человеку.
Как правило, ритуалы немного похожи на зависимость, но имеют ряд отличий от нее. Общее между этими понятиями может быть тем, что человек боится последствий, которые могут быть если не совершить определенный ритуал. И получается, что большое количество бед, которые естественным образом сваливаются на человека, последний склонен приписывать непонятным силам и тому, что он вовремя не переплюнул три раза через плечо.
Характеристика ритуалов.
Именно ритуалы становятся причиной большого количества суеверий и разного рода других верований. Причем обосновываться они могут по-разному. Но смысл заключается в одном: человек понимает, что если он чего-то не сделает, то последствия могут быть воистину ужасными. В общем, мы поняли, что ритуалы в основном живут страхами человека, а не рациональным объяснением происходящих в мире вещей. При этом, ритуал может объясняться и другими причинами:
1. Желанием, чтобы человеку повезло в определенных аспектах его жизни.
2. Ритуал может быть обоснован какой-нибудь привычкой.
В общем, причин, почему появляются ритуалы, существует достаточно большое количество. Мы это уже поняли. А может ли объяснение ритуалам быть рациональным? Конечно, да. В определенных кругах, например, религиозных сектах, активно используется рационализация совершения определенных ритуалов, привычка совершать которые насквозь приковывает человека к определенному религиозному кругу.
Немного о рационализации ритуалов.
Объяснения можно придумать для чего угодно. Например, некоторые люди собираются в группы, которые пропагандируют учение в пользу того, что земля плоская. На самом же деле, это неправда. Тем не менее их объяснения звучат полностью логично. Это подтверждает то, что можно придумать теорию из пальца, в которую поверит достаточно большое количество людей. Но особенность объяснений ритуала в том, что человек может совершать его не только потому, что это логически обосновано.
Ритуалы характерны тем, что они совершенно необязательно должны иметь какое-нибудь обоснование. Они все равно совершаются ради этого, а не для какой-то конкретной цели. Очень часто религиозные люди борются с грехами не потому, что это нужно делать для Бога, а просто так, ради самой борьбы. Это с православной точки зрения не есть хорошо, так как забывается глобальная идея борьбы с тем же чревоугодием. Тем не менее многие люди просто делают что-то.
Обоснование для ритуалов является вторичным, совершенно необязательно, чтобы оно было. Первично в данном случае животное начало в какой-то степени: страхи, внушение и другие категории мышления таких людей, подобные этим. Ритуалы могут быть совершенно разными. Существует очень большое их разнообразие. Отличаются они не только по содержанию, но и по характеру. Так, ритуалы могут быть как строгими, так и не очень. Иногда нужно обязательно выполнять, а иногда – нет.
Классификация ритуалов.
К тому же, один и тот же ритуал в разных культурах может иметь совершенно иное значение. Например, известный ритуал «выпить на посошок» может некоторыми людьми соблюдаться время от времени, а в кругу пристрастившихся к выпивке становится обязательным. И такие параллели можно провести с любым другим ритуалом. Известно точно одно – все виды ритуалов привязывают и через какое-то время становятся привычкой. Именно поэтому есть возможность формирования полезных ритуалов.
Для них характерно что-то хорошее, что может помочь человеку в его начинаниях. Например, известный ритуал «почистить зубы» может принести человеку пользу, так как эта процедура является залогом долгой жизни этих зубов в течение многих лет. Также ритуалы могут отличаться по степени осмысленности. Четкой градации нет, но отличаются они от «просто принято» до «здесь такой смысл глубокий заложен, что если его не учитывать, то будет очень плохо».
В некоторых ритуалах действительно кроется смысл. Причем не глубокий, а самый настоящий. Например, приглашать людей к столу – это не просто правило хорошего тона. Люди могут действительно хотеть есть. Почему бы не показать им свою гостеприимность? От вас не отнимется, а другим будет приятно. В некоторых случаях люди могут сами рассказать настоящий смысл ритуала. Как уже говорилось ранее, изначальный смысл был у большого количества ритуалов.
Тем не менее со временем он был стерт, и люди поступали определенным образом просто потому, что так принято. Например, люди чокались раньше, чтобы показать, что в вине нет чего-то ядовитого. Сейчас же это просто ритуал, не имеющий совершенно никакого научного обоснования. В данный момент это уже неактуально, но люди все равно продолжают это делать. При этом есть кроме процедурного смысла ритуала еще и символический.
Это когда объяснение происходит не от практической пользы, а для какой-то сакральной выгоды, порой не соответствующей никаким религиозным представлениям. Например, выпить за умершего. Вот какое практическое значение от этого? Разве ему будет хорошо на небесах из-за того, что за этого умершего выпили? Иногда ритуалы имеют не только сакральный или процедурный смысл, но и оправдательный. И в случае с выпивкой ритуалы являются очень четким примером желания человека оправдаться. Например, выпить на праздник – это также ритуал.
Главное требование, которое выдвигается к объяснению – это его логичность. Человек должен искренне верить в глубокий смысл определенного ритуала. Особенно хорошо закрепляются ритуалы, которые были придуманы авторитетными в определенных кругах людьми. И часто бывает так, что люди выполняют какие-то ритуалы, а потом даже не помнят их автора. А иногда даже никогда и не знали. Кому-то же впервые пришла в голову мысль выпить на посошок.
Мораль является набором человеческих ритуалов, тем или иным образом систематизированных. Например, желание поздороваться мы уже воспринимаем не как банальную необходимость, а как признак вежливого человека. То же самое касается того ритуала, пример которого уже был приведен ранее – приглашение гостей к столу. Также бывают официальные ритуалы, принятые в определенном учреждении или государственной структуре.
По типу появления ритуалы делятся на:
1. Религиозные. Это стандартный тип ритуалов для многих людей. Именно без них невозможно представить полноценной религиозной жизни. Такие ритуалы, как еженедельное посещение воскресных служб действительно может положительно сказаться на человеческой душе. А если человек не верит в Бога, то он может принять такое объяснение: ритуалы вселяют в человека уверенность, которую можно достаточно легко получить в церкви.
2. Армейские. Армейские ритуалы имеют одну великую цель – дисциплину. Она должна быть достаточно жесткой, чтобы можно было обеспечивать себе те задачи, которые необходимы во время войны или хотя бы для поддержания войска в состоянии боевой готовности. Армейские ритуалы начинаются с самого вступления в ряды вооруженных сил и не прекращаются до самого момента демобилизации.
3. Семейные. Каждая семья устанавливает свои ритуалы, которые следует соблюдать, чтобы была гармония. В некоторых семьях это питие чая в одно и то же время, какие-то семьи проповедуют здоровый образ жизни. Содержание этих ритуалов может принципиально отличаться, но это не столь важно. Ритуальный характер могут обретать неформальные правила в семьи, которые не декларируются, но при этом выполняются.
4. Общинные. Такие ритуалы могут иметься в различных сборищах, имеющих одну цель. Примером таких объединений людей являются анонимные алкоголики или наркоманы, которые построены полностью на ритуалах. В данных организациях начинается все с одних и тех же фраз, после того как кто-то закончил говорить, имеются разные поддерживающие жесты и так далее. В данном случае ритуалика имеет положительные эффекты.
5. Групповые. Здесь могут быть те ритуалы, которых нет ранее в списке. Это могут быть школьные классы, университетские группы, рабочие коллективы и так далее. Каждая из этих групп имеет свои ритуалы. Даже травля самого низшего по рангу школьника в какой-то степени может считаться ритуалом, так как если этого не делать, то человек не чувствует своего превосходства над другим. И пусть это не тот способ добиться цели, человек действительно начинает себя лучше чувствовать.
6. Рабочие. Сюда входят те ритуалы, которые были придуманы начальством для того чтобы рабочий процесс проходил более продуктивно. Сюда входят правила внутри организации, требования и так далее. В некотором аспекте данные ритуалы пересекаются с групповыми, особенно в той части, которая связана с рабочими коллективами. Здесь могут придумывать разного рода развлечения типа ритуалов посвящения в коллеги, и так далее.
7. Психотерапевтические. Эта часть немного пересекается с АА или АН за тем лишь исключением, что данные организации являются группами самоподдержки. Как правило, ведущий этих групп не выступает профессиональным психотерапевтом. Он может иметь определенный опыт борьбы с алкоголизмом или наркоманией, но при этом он не является врачом или психологом. Он такой же человек, как и остальные члены этой группы, только занимает немного другое положение.
А также ряд других ритуалов, которые считаются важной составляющей жизни в определенной сфере. Каждый из этих ритуалов является путем к закреплению человека в рамках определенной группы и гарантией того, что он не будет ею отвергнут. Именно поэтому ритуалы становятся важной частью человеческой социализации. Отдельно следует выделить мистически обоснованные ритуалы, для которых характерно объяснение необходимости их совершения сквозь призму потусторонних сил или любых других мистических существ.
Полезные и вредные ритуалы.
Скорее, будет правильнее говорить «полезные, нейтральные и вредные ритуалы». Некоторые из них действительно являются полезными. Например, уборка каждую неделю помещения — .это хорошо, уборка за собой – это также хорошо. Ритуал посещения врача каждые полгода в целях диагностики – это также хороший ритуал. Если человек жмет руку, то здесь смотря с какой точки зрения смотреть. Но по большей части это нейтральный ритуал, который можно соблюдать или нет.
Ритуал напиваться по пятницам нельзя назвать полезным для человека. Поэтому он принадлежит к вредным ритуалам. То же самое касается продолжительной работы, что также является примером негативного ритуала, так как человек постоянно не может проводить свое время за одним делом. Это не только вредно для его бодрости, но и для организма. Перерабатываться – это плохой ритуал. Иногда можно чуть-чуть больше поработать, но при этом нельзя делать из этого привычку.

Ритуалы на привлечение денег и исполнение желаний

  • Высокоэффективные обряды на везение и удачу
  • Симоронский калькулятор желаний — как работает
  • Симорон на работу — примеры действенных ритуалов
  • Ритуалы на новый год для удачи и богатства
  • Ритуалы на растущую луну
  • Симорон на деньги срочно — техника быстрого обогащения
  • Исполнение желаний Симорон — правила работы и примеры ритуалов
  • Ритуал на привлечение денег в домашних условиях
  • Ритуалы и обряды на деньги
  • Ритуалы и обряды на исполнение желания
  • Симоронские ритуалы на привлечение денег — очень действенные
  • Симоронские ритуалы: очень действенные и отлично работающие
  • Ритуалы и обряды в полнолуние на исполнение желаний, любовь и деньги
  • Ритуалы и обряды на новолуние — на богатство, любовь и исполнение желаний
  • Ритуалы в день рождения на деньги, удачу и счастье
  • Ритуалы в День Рожденья — как правильно провести, примеры
  • Ритуалы на убывающую луну — примеры, правила выполнения
  • Обряд на привлечение денег в домашних условиях
  • Обряды на привлечение денег
  • Новогодние обряды и ритуалы на исполнение желаний
  • Обряды на Троицу на богатство

Ритуалы в современной жизни человека

Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» .

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература
  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии — Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Классификация обрядов

12345

В старом крестьянском быту (ровно, как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились три основных вида обрядов:

ü Религиозные обряды;

ü Социальные или семейно-бытовые

ü Календарно-земледельческого круга;

Первый вид религиозные обряды — важный вид религиозной деятельности, наряду с религиозными церемониями и ритуалами. Объектом религиозного обряда обычно выступает нечто священное, сакральное, сверхъестественное. Религиозный обряд сопутствуют верующему на протяжении всей его жизни, причем подразумевается неукоснительное соблюдение строгого регламента их совершения. К религиозным обрядам относятся, в частности, христианские обряды, представляющие собой символические и мистические коллективные действия и священнодействия, отражающие христианские идеи и представления об объекте, на который они направлены .

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

Третий вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом. Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю, и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Масленичные обряды включают в себя:

— брачно – семейные;

— земледельческие;

— поминальные;

Один из важнейший масленичных обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай.

Обряд

У этого термина существуют и другие значения, см. Обряд (значения). Обряд освящения воды на Крещение

Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.

Согласно академическому изданию «Большая российская энциклопедия» слова обряд и ритуал являются синонимами.

Обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными.

Церковный обря́д, рассматриваемый с религиозной точки зрения, — «внешнее выражение верований человека» в Бога; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить.

История толкования термина

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

— Забылин М. Русский народ, — М., 1880, С. 532

В Российской империи

  • Статья «Обряды» «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» отсылала читателя к статьям «Ритуал» и «Фольклор». В свою очередь, ритуал отождествлялся с церковным обрядом, а народный обряд составлял часть фольклорных традиций. Церковный обря́д трактовался как «внешнее выражение верований человека», предмет которых, Бог, «в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою»; в качестве причины появления обряда мыслилась неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства». Таким «посредством» (инструментом, орудием) и призван служить обряд.

В СССР

  • Согласно 3-му изданию БСЭ, обря́д — «ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности», который не следует смешивать с обычаем, «означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия». Это определение делает упор на том, что обряду присущи 1) традиционность, 2) отсутствие практической целесообразности и 3) символическое значение, причем подразумевается (в силу нецелесообразности) нежелательность обряда.
  • Изданный в 1986 году «Атеистический словарь» подчеркивал наличие, наряду с религиозными, гражданских обрядов.

В современной России

  • «Словарь по культурологии» (1996 год) дает иное определение: обря́д — «традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива». Такое определение (основанное лишь на существовании традиции) приближает обряд к обычаю.
  • Несколько иное определение дают социологи: обря́д — «совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства».
  • Церковный обряд ныне определяют как «внешнее выражение внутреннего содержания богослужения, священнодействие, совершаемое по определенному чину, т. е. порядку, возглавляемое священнослужителем и имеющее видимое и духовно-символическое содержание». Церковные обряды (по крайней мере, некоторая их часть) внешне выражают совершение церковных таинств и необходимы постольку, поскольку «человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие Божественной благодати».

Краткий очерк истории обрядности

В древней Церкви

«В начале II века особый развитый чин церковного брака еще не существовал, христиане женились так, как было принято в обществе того времени». Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространенной практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времен», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял этот обряд как заимствованный у язычников.

Церковные и народные обряды

Как было показано выше, в дореволюционном «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» обряды разделялись, в первую очередь, на церковные и народные. Такое противопоставление не случайно и отражает борьбу разных традиций, в результате которой возникает явление, которое описывают терминами «двоеверие» или «народное христианство».

Народное христианство

Подробнее по этой теме см. Народное христианство.

Народное христианство — система мировоззрения, сочетающая элементы христианской канонической, апокрифической и фольклорной традиций; включает космогонические, космологические, эсхатологические представления, религиозные и этноконфессиональные представления, свод этических нормативов, важнейшими составляющими которой являются концепты добра и зла, греха и чуда, определяющие гармонию и равновесие мира, взаимоотношения Создателя со своими творениями, нормы человеческого общежития. Народно-христианские представления тесно связаны с народным календарём, народной демонологией, народной медициной, а также культом предков.

Термин «двоеверие» обозначает наличие в религиозном мировоззрении элементов других верований. Ситуация двоеверия характерна не только для России. Аналогичное явление (со своими особенностями) характерно для разных времён, мест, этнических общностей и религиозных групп. «В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверие, но без употребления самого термина».

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

— Колыванов Г. Е.

«Положительную оценку феномена двоеверия … давал академик Б. А. Рыбаков».

Академик Дмитрий Лихачёв говорил о «невозможности механического соединения христианства и язычества, а следовательно, о невозможности двоеверия в сугубо религиозном смысле»:

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

— «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы. — Л., 1967. стр. 78-79

В народной религии происходит «нехристианская» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований, соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны.

Церковная политика в отношении явления

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

  • «О присутствии пережитков язычества в жизни христиан разных времен и стран свидетельствует история Церкви; последняя всегда строго осуждала и неустанно боролась с этим явлением».
  • «Очевидцем и ревностным обличителем языческого праздника в честь Ярилы в середине XVIII века в Воронеже был святитель Тихон Задонский».
  • «Постоянным предметом обличений были повсеместно практикуемые рождественские гадания, пляски, игры, колядки, молодёжные игрища и так далее».

Однако «существовала и другая стратегия поведения, когда священники не только не боролись с не имеющими отношения к православию обычаями, но и участвовали в них», причем, по некоторым данным, «случаи такого рода происходили повсеместно».

В. В. Маяковский, агитлубки «Обряды». Издание «Красная новь», М., 1923, 40 стр. Рисунки Маяковского.

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские, причем последние должны были заменить собой первые:

Таинства содержат в себе реакционную идею рабской зависимости человека — от колыбели до гроба — от сверхъестественных сил, не существующих в природе. Поэтому, как ни «обновляй» религиозный ритуал, он обречен на отмирание и неизбежно будет вытеснен советскими обрядами.

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды:

Красные свадьбы и октябри́ны, помогая вытеснить венчание и крестины, были антицерковными обрядами.

Октябри́ны, призванные заменить собой таинство крещения, имеют и другое название — звезди́ны. Впрочем, попытка не удалась: «Так же как комсомольское рождество или комсомольская пасха, они не могли получить широкого распространения». Поэта Окуджаву «октябрили» («октябринели») в цехе Трехгорной мануфактуры, однако «Булат Шалвович никогда не встречал октябриненного, как он, человека».

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность:

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Ем. Ярославский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов.

Решения принимались на самом высоком уровне — уровне ЦК партии: «В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне», — и в нём говорилось следующее:

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме… отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах… замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то — религиозных праздников — гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств — торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

— Брудный, В.И., Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.

Борьба с прежними обрядами за счет внедрения новых была важным направлением атеистической работы не только в 1920-х годах, но и гораздо позже. Например, в третьем издании Большой советской энциклопедии отмечается, что распространение «атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения» (борьба с религией) осуществляется, в частности, путём

внедрения гражданской обрядности (например, при регистрации брака), вытесняющей религию из быта. Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

> См. также

Обряд на Викискладе

Примечания

  1. Обряд // Ожегов, С. И., Н. Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка.
  2. 1 2 3 4 Обряд // Волков, Ю., И. Мостовая, глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов», 1998 г.
  3. 1 2 3 4 5 Обряд / Чистов К. В. // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Обряд Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
  5. 1 2 3 Обряд // Гуревич П., Словарь по культурологии, 1996 г.
  6. БРЭ, 2015.
  7. 1 2 Церковные обряды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Обряды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Ритуал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Фольклор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Обряды гражданские // Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986. — С. 315-316
  12. Обряд // Интернет-портал «Азбука веры»
  13. Токарев, 1988, с. 235.
  14. Токарев, 1988, с. 236.
  15. БРАК // Православная энциклопедия, Т. 6, С. 146—181.
  16. Белова, 2012, с. 462.
  17. 1 2 3 4 5 6 Колыванов Г. Е., ДВОЕВЕРИЕ // Православная энциклопедия, т. 14, — М. 2007 — стр. 242—244.
  18. Зубец: Модели трансляции…, 2012, с. 211.
  19. Кравецкий, Александр, Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 161
  20. Кравецкий, Александр, Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 162
  21. Глава пятая. Социалистический образ жизни и преодоление христианских таинств
  22. 1 2 3 4 Советские обряды
  23. Хазан, Любовь, Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне — намордник, воля — за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной» // «Бульвар Гордона», № 18 (470) 2014, 08 мая 2014 г.
  24. 1 2 Атеистическое воспитание // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Адоньева С. Б. Ритуал, он же — обряд. Разговор об определениях // Персонал-Микс. 2007. Вып.6.
  • Байбурин А. К. Полярности в ритуале (Твердое и мягкое) // Полярность в культуре / Альманах «Канун». Вып. 2. — СПб., 1996, с. 157—165
  • Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. — СПб., 1993
  • Христианство народное / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 462–466. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Зубец И. З. Модели трансляции народных христианских представлений в деревянной резной и расписной утвари // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — Т. 1 (Гуманитарные науки), № 3. — С. 211—213. — ISSN 1813–145Х.
  • Ускользающий смысл ритуалов // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003, с. 64—70
  • Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. Семиозис и семиодинамика теологических и мифологических знаковых систем. — Тверь, 2010.
  • Обряды и мифы / Токарев С. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 235–237.
  • Ритуал // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. — Т. 28 Пустырник — Румчерод. — ISBN 978-5-85270-365-1.

Ссылки

Общие сведения

  • Обряды // Элементарные начала общей теории права. — 2003
  • Обряды религиозные // Учебный словарь-минимум по религиоведению/ Под ред. профессора И. Н. Яблокова

Революционные обряды

  • Звездины (октябрины)
  • Белобородова, Олеся, Что такое звездины, или за что советская власть «Муху-Цокотуху» запретила?
  • Революционные обряды (видео)
  • Комсомольская пасха
  • Никифоров-Волгин, В., Солнце играет, или комсомольская заутреня // портал Православие и мир
  • О «Комсомольской пасхе»
  • Комсомольское рождество
  • Комсомольское Рождество в Москве: «Мы с тобой враги попам…»
  • Касанов, Антон, Что такое «Комсомольское Рождество» и как его отмечали в нашей стране
  • Комсомольское рождество
  • Матухно, Юлия, «Комсомольское рождество» как элемент советской антирелигиозной пропаганды 1920-х годов
  • «Мы с тобой — враги попам, Рождества не надо нам!» К началу Рождественского поста. Краткий экскурс в недавнее прошлое…
  • Циркуляр Крымского Обкома партии по агитационно-пропагандистской работе с января по декабрь 1923 года
  • Vozrozhdenie, Volume 3, Number 945, 3 January 1928
  • Красные похороны
  • Н. С. Полищук: «Обряд как социальное явление на примере красных похорон»

Подборка архивных документов по антирелигиозной работе

  • Дело № 12. Антирелигиозная работа // Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922—1925 гг. — М. — Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия», «Сибирский хронограф», 1997. — 594 с.

Прочее

  • Еврейские похороны и траур
  • Нелепые ритуалы

Какие бывают обряды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *